Кадровое агентство IT-Com


Мастера управления

Виктория Звонарева, консультант страхового сектора кадровой компании Penny Lane Consulting.

Диплом МВА – наиболее популярная в мире академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Сегодня в бизнес-среде России интерес к нему достаточно высокий: в резюме представителей бизнеса, публикуемых в прессе, все чаще фигурирует наличие степени МВА. Впрочем, на российском страховом рынке ситуация несколько иная.

Результаты опроса крупных российских страховщиков, а также иностранных компаний, работающих на российском рынке, который был проведен компанией Penny Lane Consulting, показали, что только 80% из них заинтересованы в сотрудниках с дипломом MBA. Фактически же сегодня только 3% специалистов ведущих страховых компаний обладают этим дипломом.

Безусловно, есть ряд причин, по которым получение степени МВА не гарантирует приоритета при приеме на работу на страховом рынке России. Одной из них является то, что топ-менеджмент видит в сотрудниках со степенью магистра бизнес-администрирования внутренних управленческих конкурентов. Ведь выпускники бизнес-школ имеют достаточно серьезные ожидания по части допуска к управлению. «Поскольку на российском страховом рынке, как правило, владельцы компаний одновременно являются и их руководителями, они, не желая упускать контроль из своих рук, расценивают специалистов со степенью MBA как скрытую угрозу для себя», – считает Главный андеррайтер Департа-мента промышленных видов страхования СК «Ост-Вест Альянс" Игорь Шинкаренко. Именно поэтому они, читая резюме кандидатов на управлен-ческие вакансии, с подозрением относятся к специалистам со степенью MBA.

Кроме того, для работодателей диплом магистра бизнес-администрирования не служит гарантией знаний, ожидаемых от потенциального сотрудника, все же решающим факто-ром при окончательном выборе является практический опыт кандидата. Причем проблема уходит глубже, даже если работодатель лоялен к кандидату, имеющему МВА, препятст-вием при выборе его может послужить и то, где этот диплом был получен: в западной или российской бизнес-школе. И там и там есть свои плюсы и минусы. По результатам опроса, 75% страховщиков отдают предпочтение «западникам»: среди преимуществ работодатели отмечают в первую очередь качество образования, а также несение западной бизнес-культуры и понимание технологий бизнеса и управления. Однако они же делают оговорку о том, что полученные знания далеко не всегда применимы к нашей действительности.

Наиболее востребованные в страховании специализации MBA
General MBA 25%
Executive MBA 19%
Финансы 19%
Страхование 12,5%
Инвестиционная деятельность 6%
Маркетинг 6%
Другие 12,5%
Источник: Penny Lane Consulting

С другой стороны, хотя от выпускника российской школы и ожидают проецирования полученных знаний на российскую практику, степень недоверия, испытываемая работодателями к российскому бизнес-образованию, очень высока. Вообще часто диплом российской бизнес-школы воспринимается не как полноценный MBA, а лишь подтверждение того, что человек прослушал некий теоретический курс без практики и решения кейсов. Однако, некоторые специалисты останавливают свой выбор на отечественных школах. По мнению начальника управления комплексного страхования в туризме компании "Ренессанс Страхование" Елены Скуратовой, обладательницы диплома MBA, преимущества российских бизнес-школ - в понимании российской специфики, а также деловых контактах в российском деловом сообществе, приобретаемых в процессе обучения.

Годовые доходы выпускников MBA
Вице-президент (ответственный за несколько направлений страховой деятельности) От 85 тыс. долл.
Директор по маркетингу и продажам От 60 тыс. долл.
Директор департамента (ответственный за одну область страхования) От 48 тыс. долл.
Сектор-менеджеры и менеджеры (ответственный за одно направление или подразделение) От 30-36 тыс. долл.
Источник: Penny Lane Consulting

Конечно, приоритеты топ-менеджеров страховой компании в выборе – западных или российских MBA – во многом определяются спецификой работы и предметной областью конкретной страховой компании, а также их личными приоритетами и предрассудками. Тем не менее универсальным вариантом является сочетание западного диплома и релевантного российского опыта. Причем даже иностранные страховые компании, работающие на российском рынке, не всегда расценивают опыт работы кандидата за рубежом как преимущество. Поэтому у выпускника западной школы больше шансов найти интересную позицию в России сразу после окончания MBA, чем через несколько лет работы в европейской или американской компании.

Нужно отметить, что стоимость образования в «топовых» западных школах составляет порядка 100 тыс. долл. в год, притом, что стоимость жизни, где проходит обучение, на по-рядок выше, чем в России. И если американские дипломированные специалисты, по данным Financial Times, зарабатывают от 100 тыс. долл. в год, то российский показатель – понятно, ниже. Как показывает практика, срок окупаемости западного бизнес-образования составляет 4 – 6 лет, российского же образования – 1 – 2 года.

Страховые компании достаточно редко практикуют 100-процентную оплату бизнес-образования для своих сотрудников. По мнению топ-менеджеров, одна из причин этого кроется в менталитете большинства россиян: как правило, студент относится менее ответственно к образованию, оплаченному третьим лицом. В результате значительно снижается эффективность.

Зарплатные ожидания выпускников часто превышают уровень, который готовы предложить им в России. Многие студенты по окончании учебы ожидают увеличения уровня дохода в несколько раз. Реальная ситуация такова, что компании только в редких случаях готовы предложения кандидату, обладающего степенью MBA, зарплату на 10-15 % больше, чем потенциальному сотруднику без этой степени.


Главная | Аналитика  | Мастера управления


, 10   ,

Кадровое агентство IT-Com © FinS.ru
<<< Назад