Как утолить голод. Проблемы страховщиков глазами кадровика
Юрий Дорфман, директор департамента, Виктория Звонарева, консультант страхового сектора кадровой компании Penny Lane Consulting
Активный рост рынка страховых услуг на фоне отсутствия серьезной подготовки соответствующих специалистов привел к дефициту мидл- и топ-менеджмента. Поэтому сегодня основным способом поиска специалистов этого уровня становится хэд-хантинг, а одним из источников такого поиска – смежные рынки.
Первичной реакцией компаний на появление новых видов страхования стало количественное расширение кадровых ресурсов, а такие факторы, как приход иностранцев на российский страховой рынок и увеличение конкуренции, спровоцировали реструктуризацию и модернизацию управленческих схем, подразумевая качественное изменение руководящего состава.
Поскольку российские вузы начали активно предлагать профильное высшее образование в области страхования только в середине 90-х годов, «страховщики по образованию» пока не доросли до топовых позиций. Причем страховым компаниям требуются не только исполнители, которые выросли из постсоветских страховых структур, а управленцы, способные увидеть картину страхового бизнеса в целом, а также нацеленные на его активное развитие и претворения в жизнь современных стратегий. Таких людей на рынке очень мало, особенно, если затронуть, к примеру, специализацию компании на страховании жизни.
В среднем и высшем звене сейчас работают преимущественно те, кто прошел школу страхования во времена бума середины 90-х. Однако в тот период страховщики были вынуждены решать весь спектр задач, что в результате сделало их специалистами широкого профиля. Но страховой рынок стал существенно расширяться и тем самым диктовать спрос на хорошо подготовленных «узких специалистов»: менеджеров по урегулированию убытков и претензий, специалистов по актуарным расчетам и методологии, аналитиков по страхованию, риск-менеджеров, специалистов по страхованию жизни и т.д. Очень сильно стали востребованы специалисты по автострахованию, причем любого уровня.
За головами страховщиков!
Вообще, заказы на страховщиков появились у многих кадровых агентств в 1998 году. Но динамика и сложность рекрутируемых позиций уже года через 3 заставили их выделить страхование в самостоятельное направление. В большинстве случаев работодатели обращаются к услугам агентств при прямом поиске. Тем не менее в последнее время все чаще речь идет о переманивании высококлассных страховщиков из других стран, в частности, из Восточной Европы. В этом случае, то есть при привлечении иностранных кандидатов, работодатели, безусловно, корректируют мотивационные схемы. Но, помимо конкурентоспособной заработной платы и обширного социального пакета, для экспатов очень важна свобода в принятии управленческих решений и возможность участия в капитале компании.
Несмотря на то, что в России насчитывается около 1000 страховых компаний, среди наших компаний-доноров для хэд-хантеров, по-прежнему остаются те, кто входит в «первую двадцатку». Поэтому достаточно сложно оценить средние показатели доходов в целом по рынку. Целесообразным представляется показать срез по зарплатам менеджеров высшего и среднего звена в ведущих страховых компаниях, полученный компанией Penny Lane Consulting на основе трудоустройства соискателей на рекрутируемые позиции (таблица 1). Кроме того, интересно посмотреть на текущие вакансии менеджеров среднего звена, отвечающих за риски, в нестраховых компаниях (таблица 2).
Кадровые кросс-продажи
Одним из источников поиска страховщиков является привлечение специалистов из других индустрий. Это имеет отношение даже к таким специальным направлениям в страховой деятельности, как медицинское или накопительное страхование. Сегодня работодатель ставит перед провайдером рекрутинговых услуг задачу найти универсального кандидата, который мог бы быстро адаптироваться к новым бизнес-процессам и расставить правильные акценты на эффективном развитии, усилении контроля над убыточностью, модернизации информационных систем, корректировке системы управления.
Так, в практике компании Penny Lane Consulting уже существуют успешные примеры перехода в страхование специалистов из сектора FMCG (товары повседневного спроса) и фарм-рынка. Но все же наиболее близкой к страхованию сферой остается рынок услуг: инвестиционная деятельность, консалтинг, финансовые услуги, туризм и т.д. Связано это с тем, что кандидатам, пришедшим из сферы услуг, проще адаптироваться в новой отрасли, поскольку конечный продукт страхования также является услугой.
Из московских квартир
Достаточно часто на ключевые позиции в региональных «дочках» и филиалах крупных московских и петербургских страховщиков требуются столичные менеджеры, которые не только обладают необходимыми навыками и знаниями, но я являются носителями корпоративной культуры, приверженцами миссии компании. Но готовы ли они ехать для этого в регионы? Практика показывает, что да, если компания создаст для их работы там все необходимые условия. Помимо конкурентоспособной зарплаты, которая должна быть ощутимо выше московских или питерских зарплатных ожиданий кандидата, а также решения компанией всех бытовых вопросов, специалист должен чувствовать серьезную картерную перспективу. Важным является и предоставление ему свободы в принятии решений. Только такая мотивационная схема сможет привлечь кандидата поехать на работу в регионы.