Кадровое агентство IT-Com

Приглашение на княжество

Сегодня отраслевые аналитики делят российские ВИНК на «старомодные» и «продвинутые» в вопросе корпоративного управления. К первым, как правило, относят «Сургутнефтегаз», а ко вторым причисляют «ЮКОС», «Сибнефть» и ТНК. Причем, не только делят, но и зачастую сравнивают, отдавая предпочтение, разумеется, «продвинутым». Дело же в том, что такое сравнение объективным не является, поскольку упомянутые компании преследуют диаметрально противоположные рыночные цели. Привлечение независимых иностранных менеджеров на топ- и средние позиции для ТНК и «ЮКОСа» объясняется лишь предпродажной подготовкой, связанной, в свою очередь, с повышением уровня капитализации компании.

«Производственный» «Сургут» такой «финансовой» цели перед собой не ставит, поскольку не имеет планов «продаться» по максимально высокой цене. Однако это никак не означает, что кадровые вопросы и профессионализм сотрудников «Сургутнефтегаза» не заботят: компания едва ли не первая в отрасли по обучению своих специалистов. Выводов два. Если наша компания ищет западных топ-менеджеров, то дело идет к продаже. И, наоборот, если обучает сама, то намерена остаться российской.

выпускников РГУ им. И.М. Губкина давно признаны и известны всей отрасли — это первоклассные геологи и инженеры. Однако не производством единым жива нефтяная компания: неверные управленческие шаги могут нивелировать все технические и технологические успехи. 8 то же время эффективная, нацеленная на успех и хорошо проработанная стратегия топ-менеджмента и на исходно не лучшей производственной базе в относительно короткие сроки создаст мощного, «дорогостоящего» и влиятельного игрока нефтяного рынка.

Поэтому, признавая огромную значимость производственников, но руководствуясь принципом «каждый должен делать свое дело», обратимся к вопросу обеспеченности позиций топ-менеджмента и менеджмента среднего звена российских ВИНК квалифицированными специалистами. Здесь одни «растят» и обучают кадры, а другие — привлекают со стороны, пока в основном с запада.

«Не из нефти»

«Клановая» система приказала долго жить (в той или иной степени для разных компаний) в силу своей явной неэффективности, а для новой довольно сложно найти кандидатов с соответствующим (российским или западным) образованием в области менеджмента и опытом работы в нефтегазовой отрасли. Еще лет пять-десять назад таких попросту не готовили.

Поэтому одни компании направляют молодежь на обучение, а другие, ориентированные на быстрое повышение капитализации и, что видно по опыту ТНК и «Сибнефти», последующую продажу, зачастую привлекают «непрофильных» специалистов, что, по мнению генерального директора Penny Lane Consulting Сергея Ражева, на сегодня можно назвать оптимальным для них решением. Ведь если человек достиг определенных высот и принес какой-либо компании большую прибыль, успешно развивал региональную деятельность, то, в силу своего таланта и управленческих способностей, то же самое, адаптировавшись к определенной специфике, он сможет сделать и в нефтяной компании. Так, на должности директоров филиалов нефтяных компаний, в подчинении которых были крупные НПЗ и сети АЗС, Penny Lane Consulting привлекались менеджеры с опытом работы в фармацевтике, в области товаров народного потребления.

Впрочем, и на более высоких позициях «чужие», неотраслевые, кадры работают весьма эффективно в финансово-коммерческом плане. В одном из своих интервью глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский заявил, что во многом благодаря тому, что он «не из нефти», компания достигла известных результатов. Оно и понятно — у «универсального» менеджера совершенно другой, коммерческий, а не производственный подход, нацеленный на эффективность, в конечном счете выраженную в росте капитализации.

Скорее всего, именно свежий взгляд на работу компании и проблемы отрасли позволил «ЮКОСу» стать автором всевозможных новаций. Это и снижение налогооблагаемой базы, и внедрение новых технологий, и «варварское» отношение к недрам, и интенсификация добычи, и аутсорсинг, и избавление от непрофильных активов, и оптимизация финансовых потоков. Не стала исключением и кадровая политика.

Все флаги в гости к нам

Среди российских ВИНК именно «ЮКОС» после кризиса 1998 года, по словам управляющего директора Morgan Hunt Ольги Селивановой-Шофф, был «пионером привлечения кадров». Именно тогда пришло понимание недостатков старой системы их подготовки — компании не смогли удачно войти в рынок с нерыночным подходом управленцев. Тогда «ЮКОС» начал привлекать западных специалистов на финансовые позиции — их проще показать на рынке с тем, чтобы улучшение корпоративного управления возымело определенный PR-эффект на западных инвесторов. Затем и производственную деятельность возглавил американский менеджер. Менеджеры «со стороны» отвечают в «ЮКОСе» и за энергетическое направление. Кроме того, активно, и не только «ЮКОСом», привлекаются менеджеры в сферу переработки и сбыта.

Вслед за «ЮКОСом» кампанию по привлечению кадров, причем не только на финансовые позиции, начала проводить ТНК. В итоге за прошлый год западными менеджерами было заполнено порядка 20 топ-позиций. Понятно, что такие шаги были предприняты с целью подготовки компании к объединению с ВР. Как понятно и то, что бурная прозападная деятельность «ЮКОСа» — лишь подготовка к уходу «из нефти» главы компании, рассчитывающего получить за компанию по максимуму.

Надо отметить, что и «открытые» компании, помимо взаимодействия с «варягами», развивают сотрудничество и с российскими вузами — уже со старших курсов студенты привлекаются сначала на позиции аналитиков, а в дальнейшем им предоставляются хорошие возможности для карьерного роста. Компании же, относимые к «консерваторам» («Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Роснефть»), делают ставку на целевое обучение, оплачивая учебу в вузах или на курсах повышения квалификации. Понятно, что такие долгосрочные «капвложения» могут позволить себе лишь те, кто не намерен уже завтра продавать бизнес.

Консерваторы или патриоты?

Проблемы с корпоративным управлением характерны, кстати, не только для консерваторов. В Morgan Hunt отмечают, что, хотя в основном ВИНК ушли от назначения на ключевые позиции «родственников и приближенных», большинство решений принимается все же главными акционерами — совладельцами компаний (см. «Корпоративные коллизии ВР-ТНК», НГВ #7/2003). К примеру, о слиянии «ЮКОСа» и «Сибнефти» никто из сотрудников компаний, за исключением главных акционеров, до последнего момента не знал.

Однако все равно особое недовольство аналитиков вызывают именно «консерваторы». «Замкнутость таких компаний, доставшаяся в наследство еще с советских времен, мешает им понять, что работу по подбору квалифицированных менеджеров должны выполнять профессиональные executive search компании», — говорят в Penny Lane. В действительности же нужно говорить не о том, что такие, как «Сургутнефтегаз», не дозрели до западных стандартов корпоративного управления, а попросту об отсутствии таковой необходимости исходя из совершенно других целей «консерваторов».

Понятно, что в рамках производственного роста сложившаяся система управления таких компаний вполне эффективна, как и то, что для масштабного выхода на мировой рынок капитала и инвестиций фактор корпоративного управления играет едва ли не ключевую роль. Но пока «Сургутнефтегаз» не ставит перед собой столь глобальных целей — компания инвестирует в производство и получает огромные прибыли и без привлечения «варягов». Возможно, конечно, что рано или поздно такая потребность возникнет: считается, что сегодня сложно эффективно развиваться, оставаясь региональной компанией с огромными непрофильными активами на балансе. Однако масштабно выходить за рамки региона «Сургутнефтеаз» не спешит по вполне объективным причинам, а вовсе не из-за отсутствия инвестиционных средств, а непрофильные активы, при условии, что компания продаваться не намерена, ни руководству, ни тем более работникам никак не мешают.

С другой стороны, тот же «Сургут» не может не опасаться фондовой деятельности «продвинутых» компаний. В рыночном обращении находится довольно приличное количество акций «Сургута», которое может попасть в руки «не тех акционеров». Возможно, этим и был вызван апрельский ажиотаж вокруг его акций — цены поползли вверх, кто-то активно занялся их покупкой. Ранее высказывались предположения о возможности слияния «Сургутнефтегаза» с кем-то из числа других ВИНК. Ажиотаж утих, все остались «при своих интересах», и стало ясно, что таинственным скупщиком акций был, скорее всего, сам «Сургут».

Что, в частности, подтвердило наш вывод: и «прозападные» лидеры, и «патриотичные» консерваторы по-прежнему идут разными дорогами, в том числе в плане корпоративного управления и привлечения кадров.

Пусть меня научат

Итак, сегодня рекрутинговым компаниям, работающим на уровне executive search (менеджеры с окладом от $100 тыс. в год), приходится привлекать в основном иностранных специалистов во многом и потому, что в России пока не хватает собственных специалистов такого уровня для управления нефтегазовым сектором. Но, похоже, уже в скором времени ситуация изменится к лучшему.

Так, первыми в России специалистов-менеджеров в международном топливно-энергетическом бизнесе в 1992 году начали готовить в Государственном университете управления. Сегодня выпускники университета по этой специальности работают в «ЛУКОЙЛе», «ЮКОСе», ТНК, «СИДАНКО», British Petroleum и других российских и западных нефтегазовых компаниях. Это управленцы с принципиально новым, коммерчески ориентированным подходом и, что немаловажно, знанием не только менеджмента и экономики, но и технической базы функционирования отраслей ТЭК. Важно, что многие дисциплины преподают здесь сами представители нефтегазовых компаний и другие авторитетные специалисты отрасли.

Пять лет назад первые выпускники, обучавшиеся этой специальности, обладая высоким уровнем подготовки, все же не были уверены в своей востребованности среди «матерых» нефтяников. Сегодня нефтяные компании сами «заказывают» здесь целевую подготовку кадров, а также берут студентов старших курсов на практику «с дальним прицелом».

Помимо непосредственно менеджеров, на топ-позиции нефтегазовых компаний в связи с их внешнеэкономической деятельностью требуются и другие специалисты-международники: экономисты, юристы. Ведь если раньше всем экспортом ведала «Зарубежнефть», то сегодня ВИНК сами выходят на мировой рынок.

Но нефтяники плохо разбираются в тонкостях дипломатии, а «чистые» дипломаты слабо знакомы с основами ТЭК. Именно спрос на высококвалифицированных специалистов-международников со стороны компаний инициировал создание три года назад на базе МГИМО Международного института топливно-энергетического комплекса (МИТЭК). По словам его директора Валерия Салыгина, здесь «объединили энергетику и дипломатию». Это особенно важно в свете усиления влияния геополитики в вопросах деятельности нефтегазовых компаний.

В 2004 году состоится первый выпуск МИТЭК, но помимо этого ведется и подготовка энергетических дипломатов по программе второго высшего образования, а также в рамках Российско-французского института энергетической дипломатии и Российско-итальянского института мировой энергетики в ближайшее время в МИТЭК начнется работа по подготовке специалистов МВД «Нефтегазовый бизнес».

Спрос рождает предложение

Важнейшая на сегодня тенденция среди кадров для ТЭК состоит в том, что у претендентов на высокие должности происходит смена подхода к образовательной базе с «академического» на «рыночный», что само по себе даже для компаний, не гоняющихся за капитализацией, весьма положительно.

«В рыночной экономике дополнительно полученные знания — это товар, который можно выгодно продать», — говорит заведующей кафедрой менеджмента в Международном топливно-энергетическом бизнесе ГУУ Павел Горюнов. Именно поэтому многие сегодня стремятся получить второе высшее образование в области менеджмента, финансов, права, экономики. Однако на шаг вперед смотрят те, кто идет по пути получения степени MBA (Master of Business Administration), ибо ее наличие как на западе, так с недавних пор и в России дает своего рода преимущество желающим занять значимые позиции в солидных компаниях. Более того, в MBA Consult отмечают, что большую часть выпускников бизнес-школ «забирают» именно нефтегазовые компании, в частности, большое количество МВД-студентов привлекает ТНК.

Важной тенденцией последнего времени становится уход от МВД широкого профиля и все большая концентрация на MBA Industrial, то есть на подготовке специалистов для работы в реальном секторе — сегодня это уже около 30-40%. Насыщенность банковскими специалистами уже достигла предела. Поэтому бизнес-школы МВД, по словам Сергея Ражева, изначально ориентируют студентов на хорошие позиции «в промышленность»: нефтегазовый комплекс, машиностроение, металлургию.

Поэтому, весьма вероятно, уже в ближайшие пять лет у компаний executive search не только прибавится работы, нон возрастут объемы «охоты за головами» российских, а не западных менеджеров нефтегазовых компаний.



Адрес IT-Com:
г. Санкт-Петербург,

Набережная Черной речки, дом 15,

Кадровое агентство IT-Com / IB-Com © FinS.ru